Деконструктивизм: прекрасное в хаосе

Архитектура
Пт 06 апреля

По определению деконструктивизм – это направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида и раннем конструктивизме 1920 годов. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Ярким представителем является Даниэль Либескинд, который развил и модифицировал тему деформаций.

«Линия всегда перпендикулярна вибрации, испускаемой Богом, который впервые поцеловал треугольники, затем ставшие равносторонними…», — архитектор-деконструктивист Даниэль Либескинд, статья «Поверхность должна умереть. Доказательство».

Даниэль Либескинд крайне удивительный и гениальный человек. В своих текстах он использует абсолютно непривычные приемы: можем встретить перевернутые буквы, цифры, которые вклинивает между буков, зигзагообразные строки – он разнообразными способами создает шифр. Так же использует несколько языков, даже те, которых не существует. Такой же подход он использует и в архитектуре.

Деконструктивизм называют чаще не направлением архитектуры, а ее отрицанием. Если в сооружении отсутствуют стены или окна – это нормально. Однако у деконструктивистов все же есть точка опоры, это конструктивизм и постмодернизм. Чаще всего объекты не функциональны. Формы и конструкции имеют усложненную, кричащую и порой агрессивную форму.

Создается полное ощущение динамики, деформируется практически каждая прямая. Окна могут быть искажены, опоры, могут стоять под углом и не выполнять своих функций – словно протест канонам архитектуры. Горизонтали и вертикали могут слабо различаться, все сливается в один единый хаос. Деконструктивизм – это скорее не язык, это сплошные необузданные эмоции, которые несут этот хаос. Это эмоции, которые передают чувства и мысли, идеи, это экспрессия в чистом виде.

Помимо Либескинда есть еще гениальные Френк Гери и Заха Хадид, а так же Питер Айзенман и Бернар Чуми – все они сошлись на том, что архитектура может быть произведением искусства, не только нести определенные функции. Все они стараются перевернуть наше представление о строениях, его функциях и внешнем виде. Причем кардинально. Яркий пример – картинная галерея «Векснер-центр» Питера Айзенмана, в которой невозможно повесить картины на стены потому, что они попросту отсутствуют.

Являясь последней ступенью модернизма, этот стиль словно кричит о том, что людям пора пересмотреть шаблоны, отбросить прагматизм и заново осмыслить накопленный опыт.